Автомобильная подготовка в училище (автодром)...
Здесь я хочу продолжить воспоминания об учебных объектах БВТККУ, сыгравших значительную роль в нашем становлении, как офицеров. Речь пойдет об автомобильной подготовке и ее основном учебном объекте - автодроме.
Изучение устройства, правил эксплуатации автомобильной техники, получение практических навыков в вождении автомобилей наряду с изучением бронетанковой техники и вооружения составляли основу нашей профессиональной подготовки. Причем, если сразу после выпуска из училища знание бронетанковой техники составили хребет, основу профессиональной подготовки, то в последующем часть из нас в процессе офицерской службы изменила свою специализацию. Кто-то перешел в другие рода войск, кто-то попал на штабную работу, некоторые стали политработниками, попали в военкоматы. И здесь сразу по-настоящему пригодились знания автомобилей и навыки их вождения. А уж после военной службы практически каждый из нас стал водителем своего собственного автомобиля. А все начиналось в далеком 1971 году...
Материальная база училища по автомобильной подготовке была отличной. В достаточном количестве имелись учебные автомобили всех основных типов, состоящих на вооружении в армии. При этих автомобилях служили опытные и хорошо подготовленные инструкторы вождения. Имелись очень хорошо оснащенные классы автомобильной подготовки, где можно было увидеть на действующих макетах любой узел автомобиля, изучить правила дорожного движения. Ну а практику вождения мы получали на очень хорошо оборудованном автодроме, удобно расположенным совсем рядом с училищем в горно-лесистой местности со сложным рельефом. И маршевая подготовка из-за удачного расположения училища была очень хорошей.
Изучение автомобилей мы начали практически с первого курса и продолжали три года. В 1974 году каждый из нас получил заветное удостоверение водителя. Занятия по автомобильной подготовке всегда проходили очень интересно, интенсивно и большинству курсантов, конечно, очень нравились. Думаю не ошибусь, если скажу, что этот предмет был одним из самых любимых.
Единственным недостатком в нашем обучении в то время явилось, пожалуй, только недостаточное внимание к вождению в условиях города. Мы прекрасно научились водить автомобиль в условиях бездорожья, на марше, уверенно преодолевать самые разнообразные естественные и искусственные препятствия, но сдавать экзамены пришлось в ГАИ. А там условия сдачи стандартные для гражданки - вождение в городе. И тут уж начались определенные сложности. В том числе и я при всех отличных оценках по этому предмету экзамен по вождению в ГАИ сдал только со второго раза.
В этом плане мне немного не повезло с фамилией. Дело в том, что сдавали экзамен последовательно на нескольких автомобилях. Садилась за руль группа курсантов, ехала несколько километров. Затем ее меняла следующая группа и т. д. Сдача экзамена начиналась на окраине города Благовещенска, а заканчивалась - в центре у ГАИ. Те курсанты, у кого фамилия начиналась с первых букв алфавита, сдавали экзамен первыми. Им досталось вождение по окраине города утром, когда улицы были еще почти пусты. Ну а мне пришлось сдавать в самом центре и ближе к полудню на одной из центральных улиц с многорядным интенсивным движением. Вот и растерялся в первый раз, поволновался изрядно!
Прошло более 30 лет. Училища нашего давно уж нет. И его материальная база, конечно же частично утрачена и разрушена. Давно уж нет классов автомобильной подготовки, мало что осталось и от автодрома. Хотя, с космоса наш автодром до сих пор ещё легко узнаваем.
Вблизи, конечно, все выглядит гораздо хуже. Трассы разбиты и малопроезжие, препятствия разрушены почти полностью. В августе 2008 года по моей просьбе ветеран нашего выпуска Владимир Еременко совершил небольшую экспедицию в эти места. Проехать по всему автодрому на легковом автомобиле ему не удалось, но несколько фотографий он все же сделал. Их вы можете увидеть здесь:
Ну а в этой небольшой фото-галерее я собрал старые фотографии, какие удалось найти среди присланных вами для размещения на сайте, показывающие процесс нашего обучения в рамках предмета автомобильная подготовка:
В октябре 2010 года мне самому удалось кратковременно побывать на территории нашего бывшего училища и с помощью Владимира Приходько даже проехать маршрутами нашего бывшего танкодрома и автодрома. Благо что ехали мы на мощном японском внедорожнике. Хотя и для такой машины этот маршрут оказался не самым простым. Не смотря на прошедшие со дня выпуска 35 лет, кое-какие остатки элементов учебной инфраструктуры нам удалось еще обнаружить. Естественно, сделал несколько фотографий на память: