Наша угольная эпопея....


 

Здесь я хочу вспомнить об одной из самых тяжелых (в физическом плане) сторон учебы в училище - заготовке угля для котельных на зиму и обслуживании этих котельных. Итак, наша угольная эпопея...

Всем известно, что Амурская область находится не в тропиках и как важно обеспечить тепло в домах в условиях столь холодного климата. Но, думаю, мало кто из жителей Моховой пади задумывались каким поистине каторжным трудом курсантов это достигалось.

Главным объектом энергетики Моховой пади была (и остается поныне) котельная. Она давала тепло всем объектам танкового училища, домам офицерского состава (ДОС) военного городка и объектам социальной инфраструктуры. Кроме того, существовала еще одна небольшая котельная, обеспечивающая теплом среднюю школу № 23.

Ежедневно эта котельная потребляла более десятка тонн угля. Обслуживалась она исключительно ручным трудом. Для работы в помощь штатным кочегарам каждый день привлекались специальные "дежурные команды", состоящие из нескольких курсантов училища исключительно 1-2 курсов. Их задача состояла в подвозе необходимого количества угля с угольного склада непосредственно в помещение котельной. Штатными кочегарами, как правило, работали бывшие курсанты нашего училища, отчисленные из него за те или иные проступки и дослуживающие срок срочной службы в батальоне обеспечения учебного процесса училища.

Вот так выглядела главная котельная Моховой пади до реконструкции в 2000 г (снаружи и изнутри).

Здесь проходил трудовой фронт!

До реконструкции

Котельная до реконструкции

До реконструкции внутри

Вид котельной изнутри.

Подвозился уголь с помощью вагонетки по специальной узкоколейке. Вагонетка перемещалась курсантами вручную, вмещала около тонны угля. При этом она (особенно в нагруженном состоянии) постоянно сходила с рельсов и ее приходилось ставить опять вручную на рельсы. Уголь зимой часто был смерзшимся, поэтому его приходилось перед погрузкой на вагонетку еще и долбить железными ломами. И все это на 30-40 градусном морозе и, как правило, сильном пронизывающем ветре (в те годы зимы, как правило, были очень суровыми). Трудились, обычно, ночью. Часто работа затягивалась до утра. Одеты мы были плохо - в какие-то невообразимые лохмотья, бывшие когда-то комбинезонами (летними) и полушубками.

После работы все были черными от угольной пыли, но даже и помыться толком было нельзя. В нашем распоряжении были только краны с ледяной водой в умывальнике казармы или речка Переплюевка (ручей Буяновский) - летом. Если мы успевали поспать ночью 4 часа, то занятия на следующий день проводились в плановом порядке. Если же с работы приходили утром, то занятия на несколько часов переносились.

Вторая котельная (школьная) была гораздо меньшей производительности. Поэтому и труда требовала меньше. В среде курсантов попасть туда на работу считалось большой удачей, но мне там поработать так и не привелось...

Но самой тяжелой была работа по разгрузке железнодорожных вагонов с углем. Уголь подвозился и зимой и летом, так как емкость угольного склада не позволяла заготовить необходимое количество угля в теплое время года. Как правило, это был железнодорожный состав из 10-15 63-тонных вагонов.

Разгрузка также происходила преимущественно в ночное время при свете прожекторов. На вагон обычно выделялось по 2-4 курсанта. Никаких эстакад, облегчающих разгрузку, не было. Весь инструмент - совковая лопата и лом. Уголь , как правило, был смерзшийся в один огромный ком. Разгрузка осуществлялась в одну сторону. Сначала надо было разгрузить вагоны, а потом весь этот уголь вручную переместить на несколько метров от железнодорожных путей. При этом нас постоянно торопили и подгоняли командиры - нельзя было допустить простоя вагонов сверх установленного нормативами времени. После такой работы мы буквально еле стояли на ногах. Но после очень непродолжительного отдыха нас опять ждала учеба...

Иногда приходилось разгружать уголь с вагонов по 2-3 раза в неделю! Сейчас даже и не верится, что мы такое тогда выдерживали.

На подборке фотографий ниже запечатлены несколько эпизодов разгрузки угля с железнодорожных вагонов в летнее время курсантами 8 роты.

На разгрузке угля 1 взвод 8 роты

Работа "кипит"!

Моемся после разгрузки...

После окончания 2 курса наши "угольные" мучения подошли к концу. Больше до конца учебы нас на работы с углем не привлекали (во всяком случае, систематически). Не знаю, как для других, но для меня эта эпопея оказалась самым трудным испытанием за все годы курсантской службы.

Прошли годы... В 2000 году главная котельная Моховой пади окончательно износилась и была капитально отремонтирована. При этом с угля переведена на топку мазутом и автоматизирована. Вид ее, конечно, особенно внутри кардинально изменился.

 Ремонт был очень дорогостоящим (проектная стоимость 23,632  млн рублей), о нем писали даже в центральных газетах страны, как об огромном достижении для всего Дальнего Востока.

В таком виде котельная проработала несколько лет, но оказалась не рентабельной из-за дороговизны мазута. Поэтому в 2006 году был проведен повторный и не менее дорогостоящий капитальный ремонт, при котором котельная опять была переведена на уголь...

После реконструкции снаружи

После реконструкции вид снаружи

После реконструкции изнутри

Внутренний интерьер

Повторная реконструкция

Повторная реконструкция...

Отапливать поселок стало дешевле, но сразу обнаружился серьезный дефект - из-за ошибки в проекте, котельная стала сильно дымить, буквально заваливая поселок угольной пылью и копотью. И опять Моховская котельная не сходит с газетных полос. Так что нас там уже нет, но угольная эпопея в Моховой пади продолжается...