Историко-географический обзор части Дальнего Востока и Сибири, прилегающей к трассе перегонщиков


 

Уважаемые «перегоны»!

Осмелюсь предложить Вашему вниманию историко-географический обзор части Дальнего Востока и Сибири, прилегающей к железной и автомобильной дорогам, по которым с конца 80-х прошлого века едет бывший советский народ за японским, как правило, автомобилем и гонит его домой.

Понимаю, что сведения, почерпнутые из сего опуса, не имеют практического значения, но ехать-то всё же интересней, зная, что вокруг.

Итак, едем «паровозом» во Владивосток или просто Владик. Едем по Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб), указ о строительстве которой подписал папа будущего Николая II император Александр III. Стальные нити должны были соединить Челябинск, уже имевший железнодорожную связь, с европейской частью России и Владивосток, русский порт на Тихом океане.

Решили строить тремя участками:

  1. Челябинск – р. Обь (Новониколаевск, он же Новосибирск);
  2. р. Обь – г. Сретенск на р. Шилке в Забайкалье и
  3. Владивосток – Хабаровск.

Связь между Сретенском и Хабаровкой (так сначала именовали нынешнюю «Хабару») пока предполагалась водным путём по Амуру.

Официальный старт сооружению Великого Сибирского пути дал находившийся проездом во Владивостоке 23-летний цесаревич Николай. В то время будущий Николай Вт0рый по поручению отца изволили совершать турне морским путём из Кронштадта в Японию, где имели встречу с тамошним императором. Кстати, в Токио на наследника русского престола напал какой-то японец и ударил его саблей, не причинив, впрочем, особого вреда. Но осадок, наверное, остался, если проследить дальнейшие русско-японские отношения. Так вот, Николай, возвращаясь в С.-Петербург через Сибирь, 15 мая 1891 года во Владивостоке лично нагрузил лопатой грунт в тачку, отвёз её и опрокинул в насыпь ж/д полотна. Расстояние, по разным источникам, колеблется от 30 до 12 метров. Сие событие произошло в районе третьего км от вокзала. Современное же здание вокзала стоит с 1915 года, отреставрировано итальянцами в начале 90-х. Привокзальная площадь в 13-15 гг. была поднята на несколько метров за счёт грунта из выемок ж/д колеи.

Строительство уссурийского участка Транссиба тоже было разбито на два куска, разделяла которые пристань Графская на р. Уссури. Много станций здесь носят имена руководителей стройки и инженеров-путейцев: Вяземская, Шмаковка (инженер Шмаков утонул в р. Уссури (перевернулась лодка) при выборе места для возведения ж/д моста), Кипарисово, Надеждинское и др.

Определённые трудности были в районе Байкала. Дорогу довели до пристани Байкал на левом берегу истока Ангары и дальше от Мысовой на вост. берегу озера до Шилки. Кстати, строительством забайкальского участка руководил О. Вяземский, до этого руководивший постройкой северного отрезка уссурийского участка. Через славное море функционировала паромная переправа. В 1905 году построили Кругобайкальскую ж/д от ст. Байкал через Слюдянку до Мысовой. Первоначально колея была настолько близка к урезу воды, что, бывало, она в суровую погоду попадала на вагоны. Между прочим, мой прадед по отцу Михайла в качестве каторжанина вложил частичку своего труда в это сооружение, так что едьте не боясь, мы халтуру не делаем. Современный же ход от Иркутска до Слюдянки проложен в конце 40-х-50-х годах. Там на портале одного из туннелей есть дата «1946 г.». Участок ж/д Иркутск ― Байкал был в 58-ом затоплен водохранилищем Иркутской ГЭС.

Пришёл 1896 год. Коронация Николая II, раздача водки на Ходынке, смертельная давка. Но было и хорошее. Присутствовавший на мероприятии китайский посланник дал согласие на строительство ж/д от Читы до Владивостока через Манчжурию. Говорят, «забашляли» маленько, но на благое дело, да хорошему человеку.... Получилась та самая КВЖД, постройка которой была завершена в 1903 году. Вот скорость и проектирования, и изыскательских, и строительных работ! А ещё и главный город Харбин возвели! В Иркутской области есть станция Половина. Так вот, это середина ж/д пути от Москвы до Владивостока именно через Харбин.
 
Итоги русско-японской войны побудили ускорить начало сооружения Амурской ж/д от ст. Куэнга в Забайкалье до Хабаровска. В 1907 году начали, в 16-ом закончили, хотя планировали годом раньше, но помешала I мировая война. Дело в том, что фермы для ж/д моста через Амур делали в Варшаве, оттуда их везли по ж/д в Одессу, далее морем во Владик и поездом в Хабару. В 15-ом году немецкий рейдер «Эмден» в Индийском океане потопил зафрахтованный бельгийский пароход вместе с фермами для последнего пролёта амурского моста. Пока привезли другие…. А в годы гражданской войны этот пролет обрушили, дабы напакостить супротивнику. Вот как сразу не заладилось….

Станции (далее – ст.) назывались и в честь различных персонажей, и по местным предметам, причём некоторые не один раз переименовывались. Верхнеудинск – Улан-Удэ (Красная Уда, речка такая, в Селенгу впадает, а она, в свою очередь, в Байкал), пос. Змеиный – ст. Невер-1 – ст. Рухлово (С. Рухлов – инженер-путеец) – Сковородино (А. Сковородин – местный большевик, убит выстрелом из винтовки из уходящего эшелона с японцами на перроне станции в феврале 20-го), ст. Гондатти (Е. Гондатти – руководитель изыскательских работ Ам. участка) – Владимиро-Шимановская и с 1950-го – Шимановская (В.Шимановский – тоже из наших, сын поляка-врача, высланного за участие в польском восстании вместе с И. Черским, который попал в Иркутск), ст. Бочкарёво – Куйбышевка-Восточная – Белогорск, ст. Тихонькая – Биробиджан, по простому – Бирик. Ст. Ерофей Павлович – имя, отчество Хабарова, русского землепроходца, бывавшего в тех краях в 1670-х. Вот судьба, два населённых пункта, носящие имя одного человека, а какая разница! Я где-то читал, что в Е. П. одно время жил, или даже родился, Довгань, помните водку? Ст. Корфовская сразу за Хабаровском (А. Н. Корф – один из губернаторов Приамурского края, кажется, первый).

В августе 1912-го новые станцию и город у р. Зеи нарекли Алексеевском в честь наследника престола Алексея. Это сын Николая Второго, мальчик, который в док. фильме и на фотографиях в матроске. Временное правительство весной 17-го это поселение переименовало в г. Свободный.

Ст. Иман – Дальнереченск. Это уже 1972-73 гг., когда после Даманского на Д. Востоке все якобы китайские названия были заменены, как-то: Сучан – Партизанск, р. Суйфун – Раздольная, пгт. и ст. Манзовка – Сибирцево (большевик Вс. Сибирцев), Тетюхе – Дальнегорск, речка Будунда – Ивановка, Шамора – Лазурный и др.

Ст. Возжаевка – мастер на стройке П. Возжаев, братья Поздеевы (ст. Поздеевка, правда, злые языки иногда меняют одну букву) снабжали строителей продовольствием. А Екатеринославка (в обиходе «Катька») одно время носила имя сталинского наркома путей сообщения Л. Кагановича.

На ст. Муравьёво-Амурская (ныне ст. Лазо ДВЖД) в Приморье в топке паровоза беляки в начале апреля 1920-го сожгли борцов за народное счастье С. Г. Лазо, А. Н. Луцкого и Вс. М. Сибирцева. Парней, кстати, пленили японцы и передали  на  растерзание  злодеям. А М.-Амурской станция была названа  в честь Генерал-губернатора Вост. Сибири графа Н. Н. Муравьёва-Амурского, под руководством которого и началось освоение юга российского Дальнего Востока.

Ст. Магдагачи – если не ошибаюсь, место, где умирают деревья, ст. Бира – быстрая, в смысле, река, ст. Зима, где я родился – яма, впадина. Это всё от аборигенов. Ст. Облучье – изгиб ж/д в виде луки, ст. Завитая – русло речки очень извилисто, сам видел, ну и т.д.

Двухпутным Транссиб стал в 30-х. Тогда много чего строилось, благо бесплатной раб. силы было много и не только, кстати, в советское время. С вост. стороны хабаровского вокзала на перроне воздвигнута стела в благодарность солдатам, принимавшим участие в строительстве, а по существу и построивших на пару с каторжанами, Транссиб. Там же, на привокзальной площади, стоит памятник Е. П. Хабарову, это тот, который в тулупе зимой и летом. Интересная, если уж речь зашла о памятниках, архитектурная композиция находится и на зап. стороне привокзальной площади Бирика. Не поленившиеся выскочить, особенно из последних вагонов, путешественники увидят скульптуры лошади и переселенцев в эти края. Уж не говорю о памятниках декабристам на некоторых забайкальских станциях.

Отвлекаясь от темы, скажу, что в период освоения и заселения Приамурья и Приморья в 50-60-е годы XIX века широко использовался труд солдат пехотных батальонов (прообраз советских стройбатов) при строительстве населённых пунктов. Основатель военного поста Хабаровка п/п-к Дьяченко командовал одним из таких.

Завершая ж/д часть нашего путешествия, скажу, что приморское, или хабаровское, кому как угодно, время (МСК+7) начинается на ст. Облучье. И ещё. За Архарой второй по счёту туннель (Тарманчуканский) – самый длинный из сухопутных на всём Транссибе (2 030 м, если не ошибаюсь).

И вот нас будят. Скоро Владивосток. Правда, некоторые вышли в Уссурийске, но про него потом. Справа Амурский залив Японского моря, слева санаторно-курортные места, где в одном из этих мест в середине 70-х Л. И Брежнев встречался с президентом США Д. Р. Фордом. В море видна скала, это о. Скребцова, Вторая, Первая речки и… приехали! И куда? А вот послушайте.

Летом 1860-го шхуна «Маньчжуръ», имея на борту полуроту солдат пехотного батальона, высадила в бухте Золотой Рог группу во главе с прапорщиком Комаровым. Казарму построили там, где сейчас штаб ТОФ. Это 9 мин. ходьбы от ж/д вокзала. Сказать, что места были безлюдные, нельзя. В районе нынешнего перекрёстка Светланской и Алеутской стояли фанзы, в которых проживало четыре семьи манзов. Так называли выходцев из Китая, подавшихся в Приморье. Сама же бухта буквально кишела трепангами и другими морскими яствами, которых и ловили местные. По окрестным горам бродили тигры. В феврале 61-го одного часового у казармы тигр загрыз.

Военный пост Владивосток рос, но определённости не было, т.к. в верхах не было единого мнения о месте главного морского порта. Упоминавшийся уже граф Муравьёв-Амурский был за размещение оного в районе нынешнего Краскино в бухте Экспедиции, его зам. по морским делам Казакевич – за бухту Золотой Рог, но граф вскоре отошел от дел, вышел в отставку и уехал жить к тёще в Париж, где со временем почил в бозе и был там похоронен. Уже в наше время, в начале 90-х, прах его был перезахоронен во Владивостоке, хотя логичнее, на мой взгляд, это было сделать в Благовещенске или Хабаровске. Он за них был душой и сердцем. Зато там и там стоят великолепные памятники ему, приезжайте к нам в Благу, сами увидите, да и в Китай маханёте, если загран. паспорт не забудете, да и авт0 на нашем а/рынке прикупите на остатки от китайских шубы, бани, пива и «чифаня».

А тут ещё в 1898 году договорились с китайцами об аренде Ляодунского п-ова, и казённые деньги пошли на строительство и развитие Порт-Артура и Дальнего, обделяя при этом Владик. Так что пацану в детстве не везло, но парень оказался с сильным характером.

Топонимика города носит, в том числе, и военно-морскую направленность. П-ов Шкота, мысы Чуркина и Эгершельда, улицы Невельского, Спиридонова, Кузнецова, пл. Фокина (русские и советские флотские офицеры и адмиралы), бухты Улисс, Патрокл, Диомид (названия кораблей), гора Бурачека (это та, на Чуркина, с двойной вершиной). Л-нт Н. Бурачек весной 1861-го был назначен начальником поста вместо Комарова, который был отстранён от должности за чрезмерное употребление «огненной воды» (один выпил весь восьмиведёрный запас спирта на посту) и непотребное обращение с подчинёнными и откомандирован на Амур. Главная улица города носит имя корабля «Светлана», на котором в 1871-м, по-моёму, году прибыл туда один из Великих князей Дома Романовых. Нынешняя Алеутская в советские времена именовалась ул. 25 Октября, как, впрочем, и Светланская была Ленинской. Именно 25.10.1922 года в город вошли войска ДВР под командованием И. Уборевича. Так завершилась гражданская война на Д. Востоке России, а тов. В.И. Ленин по этому поводу сказал, что «Владивосток – город нашенский».

А вот Первая и Вторая речки. Когда исследовали местность, то шли по берегу Амурского залива, и речки отмечались по счёту. А возле следующей жил манз (китаец) с прозвищем Седанка. Так и осталось. Что ещё? Кто в Советской армии служил, тот на изнанке своей военной фуражки читал про фабрику «Заря». Так она здесь, на выезде из города, слева. А если посмотреть «море-окиян», то рекомендую смотровые площадки на Тихой и Маяке. Сам же город хорош с верха фуникулёра.

Но вернёмся к нашим …, то бишь мы ведь за машиной приехали, а не меня слушать. Так вот, было время, когда машинами торговали на стадионе «Строитель» и где-то года с 94-го стал развиваться «Зеленый угол». Кроме этого, в 90-х было множество стоянок на Кунгасном, Моргородке и др. местах, где тоже можно было купить авто, особенно в будние дни. На приобретённой машине можно выехать из города не только через Вторую речку, но и через Шамору. Это с Угла налево вниз, там по Фадеева на Горностай, в Лазурном налево и выскакиваешь на М-60 в районе Океанской. Это чуть дальше и дорога гораздо уже, но почему-то быстрее.

Тут и до Уссурийска рукой подать. Начинал он в 1866 году как село Никольское, потом стал просто Никольск, куда пришла КВЖД, затем усложнили до Никольск-Уссурийского. Одно время он был даже Ворошилов, но Маршал Клим в 1957-м попал в опалу и в конце концов получился Уссурийск.

Бывал. Крупный военный центр и ж/д узел. Одним из тамошних полков в своё время командовал ГСС Руслан Аушев, первый президент Ингушетии. Что до меня, то три раза получал танки на «Сахарухе» из «капиталки». Эх, ресторан «Уссури» в конце 70-х! Командировочный, что же хотите?! У тамошних цыган покупал жене помаду, якобы польскую, по тем временам это было круто.

Объездную пора бы сделать. Слева за Уссурийском Воздвиженка, аэродром, где принимали самолет Брежнева. А вот фордовский куда садился, не помню, точнее, не знаю, виноват-с! За Михайловкой километрах в 20-ти слева военный аэродром (указатель на Кремово), где служил после отчисления из отряда космонавтов в середине 60-х капитан Григорий Нелюбин. Если вспомните документальные кадры полёта Ю. А. Гагарина, то в автобусе Гагарин и Титов в скафандрах, а Нелюбин рядом. Он мог стать, как минимум, третьим, но воинская дисциплина вещь суровая. Там, на станции Ипполитовка, возле Кремово, под колёсами поезда и закончилась его жизнь. Видимо, тоска заела. Вечная память тебе, Григорий!

Перед Сибирцево пересекаем ж/д ветку на г. Арсентьев (В. К. Арсеньев – помните Дерсу Узала), где строили (строят?) в т. ч. и спортивные самолеты ЯК.

А вот и Спасск-Дальний, нет, сначала Красный Кут. В 74-ом там было стрельбище, я на нём стрелял, сейчас жилой городок, который в 86-м был признан лучшим военным городком КДВО. Дальше справа сопки. Это там были «…штурмовые ночи Спасска…» в начале октября 22-го. Песню-то знаете, или пусть предки напоют? В самом Спасске в марте 74-го справлял своё 20-летие. Трое великовозрастных балбесов – курсанты-танкисты-стажеры – выдули 5 бутылок болгарского вина «Тырново» и выпали из процесса защиты социалистического Отечества на сутки. Прости меня, мать-Родина, я больше так не делал!

Кировское. Но это название второе, первоначально была Успеновка, за ним (ней) Шмаковский источник нарзана. Я ещё застал те времена, когда там была чистая обочина и свободный доступ к источнику. Их, источники, нашли солдаты, охранявшие линию телеграфной связи между военными постами Хабаровка и Владивосток. Рядом есть дер. Тихменёво, названная по фамилии офицера, руководившего охраной линии на этом участке. А строго на запад от источника км в 7-ми возвышается сопка. 31.07.1918 отряд красногвардейцев её с боем взял, хотя по сию пору не совсем ясно, у кого, но эта дата и событие считается днём и фактом образования Дальневосточного военного округа. Правда, после этой победы пришлось отступать, и к концу осени отошли аж до Рухлово, по пути разрушив тот самый, варшавский, пролёт амурского ж/д моста.

Малость дальше по правую руку – пос. Горные Ключи, где находятся корпуса санаториев. А еще там действующий мужской монастырь, восстановленный в наши 90-е. Он при царе-батюшке образовался, ещё в XIX веке.

За мостом через Уссури скоро Глазовка, а у вас в машине наверняка вода «Монастырская», добытая из скважины возле этой деревни.

Перед Дальнереченском слева военный городок Филино, на территории которого есть братская могила погибших на о. Даманский. Ещё больше могил в самом городе. Да, не всегда мы дружили с Китаем, и всегда ошибки и недоработки политиков и дипломатов, не сумевших договориться по хорошему, своей кровью исправляет Народ и Армия.

Не знаю, правда ли, но высота труб в Лучегорске будто бы по 310 м, в этом меня уверял местный абориген. На всякий случай сам, пожалуйста, уточни у прохожих.

Бикин. Это уже 200 км до Хабары. Действительно, много военных, но кто ещё, кроме них да ж/дорожников, будет жить в этих краях. В годы ВОВ дальневосточный центр подготовки младших военных специалистов для фронта. Очень сильна, в частности, была школа снайперов, в ней мой тесть служил.

Про Вяземское и Корфовское мы упоминали, и вот он – Хабаровск. Тут сразу за постом ГАИ мостик через Красную речку, и можно направо, на Комсомольск, через км 5 развилка, Камсик направо, нам через Ильинку в Биробиджан и дальше по главной вдоль ж/д. По левую руку она должна быть, дальше по улицам Большой, Шелеста, Тихоокеанской и на мост через Амур. Вообще, если, конечно, можно критиковать центр федерального округа, то прослеживается неуважение к иногородним, в т.ч. и в отсутствии ясно видимых указателей для транзитников. Пожалуйста, нарисуйте на каждом перекрёстке короткое, но большое слово ЧИТА (БИРОБИДЖАН – много краски надо) и стрелку покрупнее, и будет вам большое спасибо и меньше газов (выхлопных в т.ч.) от заблудившихся.

Въехав на мост, вы на «федералке». Так на сленге звучит автомобильная дорога федерального значения «Амур» Хабаровск – Чита.

Устали, наверное, да и я отдохну, всё же пенсионер…. А может, и надоел? Если что, допишу позднее.

Спасибо за внимание.


P.S. 1. Забегаю вперёд. Летом 1644 года экспедиция русских из Якутска под водительством В. Д. Пояркова, проплывая по р. Зии, ныне – Зея, исследовала её левый приток, на берегах которого обнаружили селения «пашенных людей», которые объяснили, что речка эта «Тома», т. е. «река, текущая среди болот и озёр». Русские переиначили в Томь. Длина её 433 км. 2. Что до личных предпочтений по маркам авто, то в последние пять лет подсел на «ММС». Сейчас имею «Шариот Грандис», 02 г. в., б/п. Лей качественный 92-й и вовремя нужные масла, и никакой GDI не страшен, даже зимой в жел. гараже. Вообще, кто боится всяких D-4, GDI и NEO, пользуйтесь продукцией «ВАЗ», там уж точно никаких «вариаторов» нет. Наши бывшие враги головы ломают над улучшением качества своего товара, а мы….

Дмитриев Николай Владимирович.

Сайт www.drom.ru.

8 октября 2008г.